Ретро-рецензия игры "Shogun: Total War" при поддержке Razer.

Разработчик | Creative Assembly |
Издатель | Electronic Arts |
Дата выпуска | 13 июня 2000 |
Платформы | Windows |
Жанр | RTS, глобальная стратегия |
Режимы игры | Синглплеер, мультиплеер |
Возрастные
рейтинги | ESRB: T — Teens |
Глубину сердца
Распознать не дано мне,
Но на родине
Аромат сакуры тот же,
Что и в юные годы.
(Ки-но Цураюки)
.
Год 1530. В течение 200 лет, Сегунат Асхикаги управлял Японией из своей столицы в Киото. Недавняя война с Онин показала, что их власти не достаточно, что бы управлять большими кланами Японии. Пришло время воину из другого клана получить пост Сегуна.
Япония разделена между безжалостными военачальниками. Армии становятся более сильными, и всё большее количество самураев постоянно гибнет в частых мелких стычках. Год за годом бесконечные равнины, которые делят территории кланов, орошаются кровью тысяч храбрых самураев, сражающихся за своего Лорда, и за свою честь. Этот исторический период Японии был окрещён как Сэнгоку Дзидай – «эпоха воющих провинций».
.
Именно тот период, и та война на территории Японии положены в основу этой игры. И наша цель стать тем, кто покорит остальные кланы и объединит страну, измученную междоусобными войнами, вокруг себя, великим полководцем и правителем – сёгуном.
.

.
Как я завидую тебе!
Ты высшей красоты достигнешь
И упадёшь, кленовый лист!
(Сико)
.
И каково было моё первое впечатление? Что же бросается в глаза и цепляет за душу с первых секунд запуска игры?
Атмосфера. Вот то, что захлестнуло меня. «Но как? Ты ведь ещё в сам игровой процесс не погрузился!» - скажете вы, и будете, наверное, правы. Но с этой игрой всё иначе.
.
Просмотрев заставку, течение времени будто замедлилось – и вот я слышу японскую народную музыку, передо мной раскрывается свёрток, я полностью погружён в неповторимую атмосферу средневековой Японии, а каждый клик мышки по пунктам меню всё дальше отводит меня от реальности, и вот я не 8-ми летний мальчик, а грозный японский феодал – даймио 16-ого века.
.
Враг не разбит, я не погибну в бою,
я буду рожден еще семь раз, чтобы взять в руки нагинату!
.
Сэнгоку Дзидай длился очень долгое время, и разработчики учли это.
.
В меню кампаний можно выбрать промежуток времени, с которого мы можем начать. От самого раннего, то есть 1530 года, когда ещё не все кланы сформировались, а 80% Японии подвластны хаосу и представляют собой лишь только повстанческие силы. До апогея этого периода - 1580 года, когда земля Японии уже была вовлечена в бесконечную, кровопролитную гражданскую войну.
.
Все временные промежутки, так же как и кланы, кратко описаны и открывают нам глаза на расстановку дел в тот или иной период, в каждом клане, и в Японии в целом.
.
Изначально нам предлагают начать свою кампанию с самого позднего из предложенных периодов. Остальные периоды так же возможны для начала игры, но более хардкорны, и созданы скорее для повторных прохождений. А однажды познакомившись с этой игрой, искушение пройти её ещё раз не будет отпускать годами.
.

.
Поскольку мы имеем дело с родоначальником серии Total War, то не рассказать о здешней экономическо-политической карте было бы глупо.
.
Вся карта поделена на несколько десятков областей. Всего их около 50. Строительство осуществляется по средствам тех же меню заказа зданий, и войск. Количество возможных построек не уступает нынешним, а то и выигрывает у новейших игр серии. Под каждый тип войск здесь так же необходимо строить определённые здания.
Например, для того, чтобы иметь возможность заказать «Монахов Воинов» необходимо в области для начала построить «Замок», потом «Райский Сад», после чего сделать апгрейд «Замка» до «Крепости» и только тогда откроется возможность построить «Буддистский Храм».
Каждый ход представляет собой одно время года, то есть год длится 4 хода.
.
Особо следует выделить здешнюю дипломатическую систему, хоть она и достаточно примитивна: заключение альянсов и подкуп армии. В случае начала войны между вашими союзниками, вам предлагают выбрать одну из сторон.
Но запоминается здешняя дипломатия тем, что частенько, послав эмиссара заключить союз с каким-нибудь феодалом, есть вероятность того, что его обезглавят, и его голова будет служить своеобразным ответом на наше предложение. Тут то и выползает ещё одна прелесть игры, а точнее Тронный зал.
.

.
Тронный зал представляет собой эдакий пункт меню, отправляющий нас в наши царские палаты. Выполнены они в строгом соответствии с тем временем. Там и каллиграфическая роспись полотняных стен, на которые падают тени людей находящихся за ними, там и впечатляющей красоты банзаи, а так же знаменья с геральдикой нашего клана. Перед нами на столе лежит та самая стратегическая карта. И ещё у нас есть собственный мудрый духовный наставник, у которого всегда можно попросить совета (говорит он японскими танка и хокку, при чём на японском языке), и гейша.
.
В тронном зале мы принимаем эмиссаров, а также гостей из Европы. Все они, независимо от их национальности говорят на японском языке, правда, Европейцы явно на ломаном. Японские дипломаты ведут себя исключительно с соблюдением субординации и местных правил этикета, тогда как европейцы ведут себя вальяжно, с чувством собственного превосходства.
.
Так же как и в новейших играх серии, тут существуют Шпионы и Убийцы. Здесь они представлены Шиноби (Шпион), Ниндзями и Гейшами.
.
Шиноби выполняет разведывательную, а так же контрразведывательную деятельность, при этом слегка увеличивая, либо понижая лояльность населения в той или иной провинции.
Ниндзя и Гейши являются убийцами генералов, даймио, эмиссаров и священников.
.
Ниндзя при выполнении задания полагается на удачу, и своё умение. И если он не опытен, то зачастую может погибнуть при выполнении задания.
Гейши же, выполняют задание с 100% вероятностью, но если цель хорошо охраняема, то она будет выжидать подходящего момента довольно долго.
.
К примеру, в случае с даймио, если гейша не опытна, она может выжидать годами. Если наоборот, ожидание может продлиться всего лишь 2-3 хода.
.
Все миссии наших агентов визуализированы с помощью прекрасных роликов, впрочем, как и многие другие события в игре такие как: восхождение на престол наследника, получение звания великого фехтовальщика одному из генералов, церемонии сепукки, прибытие европейцев в порт той или иной провинции и др.

.
Денежной валютой тут является рис, который тут называется, на Японский манер, «Коку». Каждый год наш народ собирает урожай с полей, что и является нашим годовым доходом. И доход зависит от того какой в этом году был урожай. Если плохой - то и риса меньше. Если хороший - то разумеется наоборот. Если небывалый - то нам чертовски повезло.
Коку тратится на абсолютно всё, на содержание армии, постройку зданий и войска. Впрочем, это и логично.
.
Итак, мы собрали урожай, обучили войско. Пришло время атаковать.
Нападение, да и перемещение войск по глобальной карте, тут осуществляется перемещением фишек из области в область. Никакой полоски движения, как в Rome Total War и последующих играх серии, тут нет и в помине. Переместили фишки на вражескую область, значит - напали, и по окончанию хода ожидаем битвы. Если же фишки задвинули на нашу территорию, то мы будем обороняться.
.

.

.
Ибо "того, кто хочет вступить на Путь Воина, никогда, ни днем, ни ночью, не покидает дух ожидания битвы".
.
Что же касается военных действий? Здесь у игры тоже всё в порядке.
В бою могут принимать участие до 16 отрядов. Если же их больше они будут вступать в бой в качестве подкреплений. Битвы тут динамичны, а использование стратегических изысков даёт огромное преимущество. Тут учитывается всё: высота, тип войска, усталость отряда, мораль, так же учитывается с какой стороны был нанесён удар, т. е с фронта с тыла и т.д.
Все эти приемы очень важны, поскольку AI тут умен, и глупостей не допускает, мало того, он гарантированно лучше, чем в новых Medieval II и Empire.
.
Так вот. Насчёт тактики. Вопрос морали, самый проработанный и реалистичный, пожалуй, во всей серии игр.
.
К примеру. Уровень сложности Эксперт. Нас жмут по всем фронтам, мы маленьким войском периодически за счёт тактики отбиваемся от соседей.
И вот наступил момент, когда преимущество врага огромно. Мы встали на высокую гору и заняли оборонительную позицию. Противник истощённо ползёт наверх, под градом стрел умирают всё больше и больше самураев. Вот они уже близко, самураи лучники быстро отступают на очередную гору, боезапас закончился.
Истощённый противник лезет за ними, с горы срываются вниз на врага два свежих отряда, искушённых в своём искусстве убивать, закалённых в прошлых боях, Самураев Яри. Мораль истощённого противника резко падает. Но врага ждёт ещё один сюрприз - из леса, с тыла на них обрушивается ещё один отряд, враг в страхе дрогнет, даже, несмотря на численное превосходство: происходит врубка короткий бой, и вот, всё войско врага бежит в панике.
Страх и не опытность предрешили исход битвы, и они бежали как последние трусы.
.
Поле брани.... много самураев полегло за честь даймио. |
Этот мир земной -
Отражённое в зеркале
Марево теней.
Есть, но не скажешь, что есть.
Нет, но не скажешь, что нет".
.
Что касается графики, для своего времени игра выглядит великолепно. Тут всё хорошо, как в техническом плане, так и в «культурном».
Об оформлении игры, можно очень долго говорить. Политическая карта проработана просто прекрасно, её текстура сделана великолепно. Создаётся впечатление, что это всё выполнено в 3D. Хотя на самом деле это идеально оформленная изометрия.
Текстура стола и карты, а именно так выглядит политический интерфейс, сделана очень качественно. По всему столу рассыпаны фишки, а именно фигурки нинздей, эмиссаров, шиноби, гейш, священников, войск и замков.
Все аспекты меню оформлены строго в соответствии с японской культурой, все игровые уведомления украшены прекрасными японскими рисунками. Каждое строение и каждый тип войск описаны доступно, информативно и с огромной долей истории.
.
Во время битв картинка так же радует глаз. Ландшафт и редко стоящие на локациях здания сделаны в полном 3D, а юниты и деревья выполнены из миленьких спрайтов.
Каждый юнит имеет около 6 разных плоскостей - для позиции относительно камеры, создавая иллюзию 3D-шности солдатиков. Систему нагружает не сильно, но свою миссию по визуализации полномасштабных битв, выполняет на ура.
.

.
Музыка в игре, а так же звуковая отработка каждого пункта меню просто сваливает наповал.
.
Каждая кнопочка, каждое движение мышки озвучено именно так, как надо, желания что-то поменять, не то, что бы нету, такой мысли не приходит в голову на протяжении всей игры. Каждое время года озвучено разными треками, и все они настолько гармонично звучат и вписываются в это произведение искусства, что от удовольствия, порой, по телу проступают мурашки, а дышать становится легче, словно мы стоим у подножья Фудзиямы в саду с цветущей Сакурой.
.
В бою музыка так же заставляет обратить на неё пристальное внимание.
.
Перед началом битвы разработчики помещают нас на будущее поле брани, в зависимости от времени года и погоды нас встречает музыка, первые нотки которой навевают неповторимый дух ожидания битвы. Закончив с подготовкой к бою, меняется и настроение музыки: она становится более динамичной и натянутой. При первом же клике с командой "к атаке", она снова меняет своё настроение, теперь уже на воинственную с диссонансами и агрессивными ритмами. В зависимости от исхода битвы в конце мы услышим либо грустную меланхоличную, либо праздничную и весёлую музыку.
.
Последние месяцы Сэнгоку Дзидай. |
Наконец-то счастливый
я взобрался на Фудзи
и когда задрожали колени
на самой вершине - проснулся
(Сики)
.
Такой атмосферы в глобальной стратегии добиться очень сложно. Но у Creative Entertaiment это получилось лучше, чем у кого-либо с первого раза. И до сих пор они себя так и не превзошли в этом плане.
.
И вот прошел финальный ролик, и даже тут разработчики подчеркнули японскую культуру, все японцы хранят память о своих предках. И в гигантском мегаполисе, наполненном миллионами горожан, почётное место занимает памятник великому самураю – новому сёгуну.
.
Под его сильной рукой Япония снова объединилась из разорванных частей, на которые разнесли страну честолюбивые негодяи в эпоху Сенгоку Дзидаи. Объединенная нация процветала, и сыновья Сегуна продолжали управлять, повинуясь традициям, которым следовали предки в течение сотен лет. До сего дня люди чтут его память, его храбрость, его проницательность и его навыки воина. (Цитата из ролика)
.
Передо мной проходят титры, а на душе ощущается пустота. Разум решительно не хочет понимать, тот факт, что всё уже кончилось. Больше никогда я не испытаю таких чувств, как те, что я испытал впервые пройдя Shogun: Total War. Такие ощущения испытываешь, когда читаешь хорошую книгу и, подбираясь к её концу, с большой неохотой переворачиваешь её последние страницы в ожидании того, что она скоро закончится. И вот я выхожу из игры – переворачиваю последнюю страницу. Но как и любимую книгу, Shogun можно «перечитывать» множество раз, снова и снова находя в ней что-то новое.
.
Браво Creative Entertaiment! Спасибо вам за эту великолепную игру!
.
P.S. Отдельная благодарность Gamer.ru и этому конкурсу, за то, что благодаря ему я снова вспомнил и пережил те моменты, и те эмоции, что и тогда, когда мне было 8 лет.
Геймер Short-timer 8
Плюсатор RIP21 27
Плюсатор sergiyseriy 29
Плюсатор agrippa 54
Плюсатор RIP21 27
Музыка по длине не всегда, а точнее почти никогда не соответствует длине текста.
Плюсатор sergiyseriy 29
Плюсатор RIP21 27
Но музыка и правда хороша
Плюсатор sergiyseriy 29
Лично мне совершенно не импонирует постоянный акцент на авторском "я". Не нравится и то же, о чем я говорила в паре других конкурсных постов, - периодическое восторженное нахваливание.
Насколько в своей любви надо НЕНАВИДЕТЬ что-то, чтобы писать об этом штампами?!
Впрочем, с грамотностью речи тут проблемы не только в части составления сложных оборотов. Скажу прямо, как по мне, лучше речь несколько сумбурная, но даже в сумбурности грамотная, чем предельно простые и понятные вещи, описанные с криво привязанными красивостями. Они отторгают.
Плюсатор Джин Кризсволт 61
Лично мне совершенно не импонирует постоянный акцент на авторском "я". Не нравится и то же, о чем я говорила в паре других конкурсных постов, - периодическое восторженное нахваливание.
Насколько в своей любви надо НЕНАВИДЕТЬ что-то, чтобы писать об этом штампами?!
Впрочем, с грамотностью речи тут проблемы не только в части составления сложных оборотов. Скажу прямо, как по мне, лучше речь несколько сумбурная, но даже в сумбурности грамотная, чем предельно простые и понятные вещи, описанные с криво привязанными красивостями. Они отторгают.
Скажем так. Я знал, что придерутся к деепричастным оборотам (в частности сверху... самый первый очень корявый, но правильный и излагает суть верно, но тяжело читабельный)
Ну концовка тоже можно сказать, что клишеобразна и бояниста.
А тут либо, пишешь какой то пафосный рассказ о жизни самурая, обрекая его на пафосность и атмосферность, либо пишешь рецензию пытаясь сделать её атмосферной. Я пошёл, наверное, по более сложному пути.
Ах да. И очень критично и жестоко ты пишешь. Прям так, будто моя рецензия хуже всех на свете. Критикуй, но не унижай! )
Плюсатор RIP21 27
Геймер Melifaro 4
Лично мне совершенно не импонирует постоянный акцент на авторском "я". Не нравится и то же, о чем я говорила в паре других конкурсных постов, - периодическое восторженное нахваливание.
Насколько в своей любви надо НЕНАВИДЕТЬ что-то, чтобы писать об этом штампами?!
Впрочем, с грамотностью речи тут проблемы не только в части составления сложных оборотов. Скажу прямо, как по мне, лучше речь несколько сумбурная, но даже в сумбурности грамотная, чем предельно простые и понятные вещи, описанные с криво привязанными красивостями. Они отторгают.
Ну концовка тоже можно сказать, что клишеобразна и бояниста.
А тут либо, пишешь какой то пафосный рассказ о жизни самурая, обрекая его на пафосность и атмосферность, либо пишешь рецензию пытаясь сделать её атмосферной. Я пошёл, наверное, по более сложному пути.
Ах да. И очень критично и жестоко ты пишешь. Прям так, будто моя рецензия хуже всех на свете. Критикуй, но не унижай! )
Я боюсь, честно говоря, рекламироваться, ибо правилами конкурса запрещено. Но я вот от Плейнскейпа тихонечко сама восторженно визжу каждый раз, но где у меня в рецензии хоть одно прямое и очевидное нахваливание с форсированием своего "я"? Их там нет. Но разве после прочтения не складывается чувства, что игра действительно очень хороша?
Плюсатор Джин Кризсволт 61
Плюсатор Sergey Serkin 60
Прочел рецензию и загорелся желанием сыграть в эту игру. Не я один, надеюсь.
Геймер Hacktrue 1
Единственная игра серии которая с ней может потягатся, это Rome: Total War. Т.к там атмосфера отличная, а боты не тупят, и при этом всё в 3Д и прочее, прочее, прочее. В него играть одно удовольствие.
Если сейчас человека, никогда не играющего до того в Total War посадить за Rome и потом за Shogun, то вряд ли он будет так же от него тащится, как и многие тогда, может даже и забросит т.к тут нету эффектных врубок, 3Д графики и прочих прелестей Rome. Но для того человека, который играл во все серии игры поочередно, и прочувствовал Shogun каждой клеткой своего тела, ничто не может быть ценнее именно этой "По областной" карты, именно этих миленьких фишек, именно этой прекрасной музыки, и именно этой идиллии которую из себя представляет игра, каждый элемент которой не может существовать по одиночке друг от друга.
Вот ещё крутая цитатка из Бусидо, прямяком из моих заначенных Японских цитат для написания рецензии.
Путь самурая - это смерть, но идя по этому пути, некоторые из них обрели бессмертие в людской памяти.
Плюсатор RIP21 27
Мдя... не пингуется. Значит дело в нём.
Плюсатор RIP21 27
Плюсатор Sergey Serkin 60
Геймер Melifaro 4
Да о Kindoms я забыл, он действительно хорош, а атмосфера там так же хороша, как и в Rome. Но если говорить о Medieval II только, то он до безумия уныл, боты тупы, а атмосферы как таковой практически нету. Ну Kindoms эдакая отличная работа над ошибками. Но всё же для меня Сёгун лучше ))
Плюсатор RIP21 27
Я его обожаю, но Shogun для меня всегда будет на первом месте ))
Плюсатор RIP21 27
Плюсатор Sergey Serkin 60
Получил все Rome все Medieval II и Empire: Total War за одно. Всё лицки ) Жаль, что в нём не содержалось лиц Shogun и Medieval 1.
Плюсатор RIP21 27
1. Когда я смотрел пару обзоров игры Сёгун в Виртуалити (причем не так давно - месяца 2-3 назад вроде), то в графическом плане на экране эта игра выглядела более привлекательна. Там показывали оборону в деревянном замке.
Все эти приемы очень важны, поскольку AI тут умен, и глупостей не допускает, мало того, он гарантированно лучше, чем в новых Medieval II и Empire.
Плюсатор Koncyl 32
1. Когда я смотрел пару обзоров игры Сёгун в Виртуалити (причем не так давно - месяца 2-3 назад вроде), то в графическом плане на экране эта игра выглядела более привлекательна. Там показывали оборону в деревянном замке.
Все эти приемы очень важны, поскольку AI тут умен, и глупостей не допускает, мало того, он гарантированно лучше, чем в новых Medieval II и Empire.
В Medieval II боты тупы до безобразия, хоть на самом лёгком, хоть на самом высоком уровне сложности. Кроме всего прочего AI самих юнитов т.е то как они себя ведут и выполняют команды игрока, тоже заслуживают огромного высера на пол страницы. Одна только "врубка" конницы радует. Когда она с горы набирает огромную скорость, и в последний момент останавливается, и в бой бежит только первый ряд....
В Empire, всё таки, утверджать, что боты прям тупейшие из тупейших, я не буду. Они там достаточно умны. Но всё же недотягивают до уровня Эксперта в Shogun. (если сравнивать самые высокие уровни сложности ботов)
Ну а насчёт Rome. Я ниразу не сказал, что Rome УГ. Основные упрёки в сторону MII . Rome TW как я уже говорил не раз. Такой же шедевр как и Shogun, но по атмосферности чууууть не дотягивает. Потому что дотянутся до атмосферы Shogun почти нереально. Хотя геймплей там просто... стопроцентный что ли..
Плюсатор RIP21 27
В Medieval II боты тупы до безобразия, хоть на самом лёгком, хоть на самом высоком уровне сложности.
Потому геймплей значительно улучшается.
Плюсатор Koncyl 32
В Medieval II боты тупы до безобразия, хоть на самом лёгком, хоть на самом высоком уровне сложности.
Потому геймплей значительно улучшается.
Пришлось загрузится с ХР и пройти на нём.
Ну это как бы глупо. Говорить о игре с модами, и без неё. Когда пишут рецензии оценивают в первую очередь именно то, что создал сам разработчик, и именно то, что есть у нас в руках с первых дней выхода.
Что станет с игрой после установки на неё n+1 кол-ва модов, это уже другой разговор. По твоей логике, так вообще, чо... выпустили бы движок, да дали бы в руки мододелам, во игра была бы.
Так что, если говорить о конечном продукте, выпущенном РАЗРАБОТЧИКОМ без вмешательства модов и прочего. То равных Shogun: Total War по просто нет.
Rome очень хорош, но как я уже в 100 раз повторяю недотягивает до Shogun всё равно.
Плюсатор RIP21 27
Плюсатор RIP21 27
Плюсатор RIP21 27
Геймер sch1sm 12
Геймер VESSEL 2